Skip to: site menu | section menu | main content

Детский Сад № 49

"Подсолнушек" города Коврова  

 

Новости

ДО СВИДАНИЯ. ДЕТСКИЙ САД!  Подробнее>>

«ИГРАЮЩИЙ ДОШКОЛЬНИК – УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»
Подробнее>>

«ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА»  Подробнее>>

ИГРА, ИГРА, ИГРА…  Подробнее>>

НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА  Подробнее>>

ТЕАТР ПРИХОДИТ В ДЕТСКИЙ САД  Подробнее>>

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»  Подробнее>>

Рады поздравить...  Подробнее>>

"Очень важные правила"  Подробнее>>

"Дед Мороз спешит на праздник"  Подробнее>>

«Спасатели принимают поздравленья»  Подробнее>>

«Снежинок дивный хоровод»  Подробнее>>

Современные аспекты развития игровой деятельности дошкольников  Подробнее>>

«Завершился месячник безопасности людей на водных объектах»  Подробнее>>

«Люблю тебя, Ковров родной!»
 
 Подробнее>>

"Осень золотая у ребят в гостях  Подробнее>>

"Ай, да урожай!"  Подробнее>>

"Дни безопасности"  Подробнее>>

"Чудо в перьях"  Подробнее>>

С Днём знаний!Подробнее>>

Собрание для родителей (законных представителей) вновь поступающих детей  Подробнее>>

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА "ЛУЧШИЙ ПРОГУЛОЧНЫЙ УЧАСТОК  Подробнее>>

«Независимая оценка качества образовательной деятельности  Подробнее>>

ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
 Подробнее>>

ВОТ И СТАЛИ МЫ НА ГОД ВЗРОСЛЕЕ…Подробнее>>

«Этих дней не смолкнет слава!»
 Подробнее>>

Поздравляем победителей конкурса сочинений  Подробнее>>

КОНКУРС «ЛУЧШИЙ ПРОГУЛОЧНЫЙ УЧАСТОК МБДОУ № 49-2017»  Подробнее>>

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ !Подробнее>>

КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «САМ СЕБЕ РЕЖИССЁР»
 Подробнее>>

«Папа, мама и я – спортивная семья!»  Подробнее>>

Весенний праздник мам и бабушек  Подробнее>>

День защитника Отечества  Подробнее>>

С Новым годом!  Подробнее>>

«Мы живём, не тужим, со здоровьем дружим!»  Подробнее>>

«Весёлые старты»  Подробнее>>

Воспитанники и педагоги детского сада – участники городского педагогического форума «Здоровье-сберегающая среда как условие реализации ФГОС ДО»  Подробнее>>

Осень золотая  Подробнее>>

"Дни безопасности"  Подробнее>>

"Герои книг - герои кино"  Подробнее>>

«Мы немного подрастём – скоро в школу мы пойдём!»  Подробнее>>

Сводный новостной обзор стратегических проектов и программ субъектов РФ - 2016 «О России и регионах»  Подробнее>>

Конкурс "Лучший участок для прогулок детей - 2016"  Подробнее>>

 

Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Страница логопеда

 

Консультацию подготовила:

 Наталья Геннадьевна Морозова

учитель-логопед МДОУ № 49 г. Ковров

 

   Овладение речью как средством общения в дошкольный период детства проходит три основных этапа. Первый, подготовительный, - он охватывает первый год жизни, получил название довербального (доречевого). На этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственно речевое развитие.  Второй этап, переход к активной речи, приходится обычно на второй год жизни ребёнка. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения – она всё точнее отражает намерения говорящего. В связи с этим идёт интенсивное расширение словаря, совершенствуются грамматические конструкции, чётче становится произношение.

   Чаще всего первое беспокойство окружающих возникает к концу второго года жизни, когда малыш уже должен активно пользоваться речью в общении. Родители с нетерпением ждут этого момента, волнуются.

   К счастью, в большинстве случаев эти волнения оказываются напрасными. Но иногда ребёнок молчит. Задержка в развитии активной речи в раннем детстве может случиться по многим причинам, имеющим либо биологическую либо социальную природу. Что должно быть основанием для беспокойства у родителей?

1. Ребёнок не говорит совсем.

Отсутствие речи в три года -  не просто запаздывание - это сигнал о грубом речевом нарушении!

Необходимо срочно обратиться к логопеду!

2. Задержка на стадии называния. Ребёнок называет предметы, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы …

3. Говорит, как маленький.

4. Невнятная речь.

5. Не хочет говорить.

6. В речи появились запинки.

 

   Неговорящие (или плохоговорящие) дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу, и не всегда удаётся сразу выявить причину (причины), из-за которых задерживается появление речи. Но существуют определённые педагогические приёмы, которые могут оказаться действенными в любом случае.

 

   Ключевым моментом является одновременное «погружение» ребёнка как в восприятие и понимание речи, так и в формирование собственной речи.

 

   Понимание. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок вас понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ваш ребёнок выполнить следующие инструкции: покажи зайчика, машину, собачку; возьми зайчика, машину, собачку; дай зайчика, машину, собачку; обними маму; поцелуй папу; пожалей бабушку; поиграй в ладушки; закрой глаза; помаши ручкой; возьми маму за руку и иди домой; налей в стакан воды и дай бабушке; возьми у меня карандаши и убери их в шкаф; зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф…

 

   Развитие слухового внимания. Для развития слухового внимания хорошо иметь различные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

·        Покажите их малышу, продемонстрируйте, как они звучат, а потом предложите отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете.

·        Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки»: что там шумит?

Это шумит холодильник, стиральная машина, миксер …

Говорите малышу: «Слышишь, как идёт дождь, шумит ветер, летит самолёт …»

Сделайте вид, что вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребёнку сделать то же.

Пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи.

Приучайте ребёнка слушать детские диски.

 

   Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта ребёнка.

·        Расширяйте кругозор ребёнка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки.

·        Рассказывайте ему о том, что вы видите.

·        Не молчите! Возьмите за привычку комментировать всё, что вы делаете.

·        Детально проговаривайте с ребёнком то, что с ним происходит или произойдёт: «Мы сейчас оденемся», «Как ты хорошо ешь кашу», «Мы сейчас пойдём гулять»…

 

   Пусковой момент.

Многие родители, стремясь, чтобы ребёнок заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи – часы, скажи – ложка…» - без устали обращаются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи подобные «понукания» вызывают, как правило, негативную реакцию. Иногда дети начинают повторять отдельные слова, но дальше этого дело не идёт. Чтобы ребёнок сам начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослыми, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет.

 

   Оказать реальную и полноценную помощь малышу помогут специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой.  Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию малыша. Н-р, «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьёт молоко» и т.п.

Параллельный разговор. Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, которые он потом начнёт использовать сам.

Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Н-р, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. Ребёнок, когда его не понимают, иногда выражает своё недовольство плачем и криком, выражает протест, интенсивно прибегает к жестам. Ни в коем случае не запрещайте ребёнку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

 

   Основной «пусковой» момент появления речи – общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Первый партнёр ребёнка в диалоге – взрослый. Поощряйте речевую активность ребёнка в любом случае – как с правильным звуковым оформлением, так и с неправильным. Пусть первые ответы ребёнка – всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевыми средствами. Что же помогает развитию диалога?  Во-первых, инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировании песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок. Вот один из примеров стихотворного диалога:

Скрут. (С. Чёрный)

- Кто живёт под потолком?

- Гном.

- У него есть борода?

- Да.

- И манишка, и жилет?

- Нет.

- Как встаёт он по утрам?

- Сам.

- Кто с ним бегает вдоль крыш?

- Мышь.

- Кто с ним утром кофе пьёт?

- Кот.

- И давно он там живёт?

- Год

- Ну. А как его зовут?

- Скрут.

- Он капризничает? Да?

- Никогда!

 

Примеры таких диалогов можно найти в литературе, много их в русском фольклоре.

   Развитию диалога способствуют, конечно, вопросы. Продумайте серию вопросов-ответов. Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в игре… Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответов – «да» или «нет». Н-р: хочешь есть? Идём спать? Давай играть? Дать тебе сок? Видишь машину?...

Вторая серия вопросов – усложнённый вариант игры «да-нет» Ребёнка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Н-р: Ты сидишь? (когда ребёнок идёт); Ты  не играешь? (когда ребёнок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы ребёнка. Третья серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идёт? Что тут растёт?  На начальном этапе у ребёнка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Н-р, на вопрос Кто там пришёл? малыш  вместо дядя отвечает дя.

Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно даёт правильный вариант. Четвёртая серия -  вопрос  Что делает? Он ставит ребёнка перед необходимостью использовать глаголы (идёт, спит, лежит, бежит, сидит …) – основу будущего высказывания.  Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребёнка указательных местоимений. Н-р, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, вон, здесь.

   Развитию диалога способствуют также команды. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях:  иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, ешь, пей, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественным образом. Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай – дя; иди – ди; читай – тя-тяй…

Для развития речи используйте домашний театр. Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем копировать интонации, отдельные звуки, слова. Пусть куклы поговорят между собой. Сделайте простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Устройте праздничное чаепитие для ребёнка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: «Ты какой хочешь чай: холодный или тёплый? Что тебе дать: печенье или конфетку?»

Очень важно использовать имитации и звукоподражания. Традиционные игры, типа «Ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами…» побуждают ребёнка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими (гав-гав, мяу, ква-ква), произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния (ай-ай-ай, ох). Ребёнок начнёт «заражаться» обстановкой взаимодействия, повторять вслед за вами. Желательно не просто просить малыша повторить звукосочетания, а создать игровую ситуацию. Например, говорите, что вам холодно (бррр), играйте в прятки (ку-ку), укладывайте игрушки спать (баю-бай), кормите кукол (ням-ням), играйте с водой (кап-кап), говорите по телефону (але, динь), играйте в поездку на машине или на поезде (би-би-би, ту-ту), предложите поскакать на лошадке (но-но), походить, как мишка (топ-топ). Хорошо, если ребёнок будет вместе с вами договаривать потешки: «Гуси, гуси: (га-га-га!) – Есть хотите? (да-да-да!). Можно рассказать сказку «Курочка Ряба», при этом ребёнок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку (ко-ко-ко), за мышку (пи-пи-пи), изображает, как упало яичко (бах), как плачут дед и баба (ой-ой-ой).

Обязательно учите стихи! Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Не огорчайтесь, если ребёнок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм; пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит. Выучите сами стихи, которые вы хотите разучить с ребёнком, и повторяйте их на прогулке, в транспорте, в очереди…

 

   Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Овладение языком протекает в виде усвоения разного типа предложений. Чтобы ребёнок научился строить высказывание, необходимо целенаправленно учит его словам-действиям, которые являются каркасом высказывания. Слова-команды желательно превращать в двух- и трёхсложные предложения, присоединяя к ним дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу… Как только в его речи появляются двух- и трёхсловные предложения, необходимо следить за появлением падежных окончаний и предлогов.

 

   Общение с ребёнком дело хлопотное, но благодарное. Будьте терпеливы, ласковы и настойчивы. Ведь это ваш ребёнок! Подарите ему свою любовь и заботу, и ваши усилия вернутся вам сторицей. Успехов вам и благополучия в семье!

 

 

 

Литература: Т.Резниченко «Если ребёнок не говорит»

О.А.Белобрыкина «Речь и общение»

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

Вверх